Университеты Развитие Образование Наука Инновации Лидерство Технологии Будущее Итоги

Программа «Приоритет 2030» глазами экспертов и бенефициаров

Результаты первого года реализации программы

0

интервью было проведено среди экспертов и бенефициаров

Преимущества и «сильные стороны» программы

В ходе глубинных интервью экспертами и бенефициарами программы были выделены ее следующие преимущества и «сильные стороны»:

  • программа построена на принципах конкурентности и публичности (в т.ч. публичности отчетов), что стимулирует университеты к более активным и ответственным действиям;
  • программа ориентирована на национальные цели развития, которые в свою очередь учитывают необходимость мировой конкурентоспособности в области науки;
  • широкий охват университетов программой «Приоритет 2030» (в сравнении с предшествовавшими программами стимулирования развития университетов) способен привести к более значимым изменениям в сфере высшего образования;
  • программа оставляет университетам «широкое пространство для самоопределения», проводя конкурсный отбор среди программ развития, самостоятельно разработанных университетами (не задавая жесткого перечня мер и мероприятий, которые должны быть реализованы университетами в обязательном порядке);
  • благодаря программе повысилась включенность университетов в региональную повестку развития: во многих регионах коммуникация университетов и РОИВ на этапе запуска программы привела к усилению взаимодействия с губернаторами, запуску проектов, связанных с «третьей миссией» университетов;
  • программа актуализировала вопросы взаимодействия университетов с индустриальными партнерами и научными партнерами – как минимум, введя в обсуждаемую повестку вопросы создания консорциумов.
1.
Трек «Программа «Приоритет 2030» глазами экспертов и бенефициаров»

Недостатки программы «Приоритет 2030» и направления, требующие дополнительной проработки в ее рамках

Одновременно, экспертами и бенефициарами программы были выделены следующие недостатки программы «Приоритет 2030» и направления, требующие дополнительной проработки в ее рамках:

  • в программу вошли университеты, которые существенно различаются по управленческим компетенциям и точности целеполагания: если некоторые из них четко видят свои цели и понимают, какие действия необходимы для их достижения, то другие университеты нуждаются в методической поддержке для уточнения своих целей и детализации мероприятий (в противном случае университеты второй категории потратят полученные субсидии неэффективно);
  • недостаточная определенность содержательной (идеологической) составляющей программы и отсутствие твердых критериев оценки тех качественных изменений, которые должны претерпеть университеты, чтобы можно было говорить об их переходе на новый этап развития, приводят к «размытию» стратегических ориентиров;
  • консорциумы университетов с научными и индустриальными партнерами не смогли массово заработать одновременно со стартом программы, так как многим университетам не хватило нормативного и методического обеспечения деятельности консорциумов (прежде всего, в вопросах возможностей, правил и ограничений расходования средств субсидии в рамках деятельности консорциумов);
  • единообразие требований в области формирования цифровых компетенций обучающихся без учёта специфики университетов и чрезмерный акцент на цифровизации их деятельности вынуждают ряд университетов выполнять данные требования формально;
  • неготовность большинства университетов использовать программы развития, реализуемые ими в соответствии с программой «Приоритет 2030», в качестве основного инструмента управления приводит к тому, что мероприятия этих программ реализуются параллельно с текущей деятельностью университета, которая не изменяется и даже не затрагивается;
  • склонность некоторых университетов имитировать деятельность (как правило, связанная с отсутствием возможностей и компетенций реального достижения целей преобразования) способна снизить эффективность реализации программы.
2.
Трек «Программа «Приоритет 2030» глазами экспертов и бенефициаров»

Эффекты, обусловленные геополитическими изменениями, ограничениями и санкциями после 24 февраля 2022 года

В связи с произошедшими в текущей году геополитическими изменениями эксперты отмечают необходимость пересмотра (замены) ряда целевых показателей программы, а также корректировки приоритетов, заложенных в программы развития университетов, в сторону их большей практикоориентированности и усиления связей с индустриями.

Кроме того, эксперты и бенефициары программы отмечают следующие направления изменений, которые существенным образом могут повлиять на деятельность университетов:

Изменение пула институциональных партнерств в области НИОКР

Данный пункт оценивается экспертами как, преимущественно, переконфигурирование партнерств, которое при соответствующих усилиях открывает перед университетами новые возможности.

На основе типологизации кейсов, описываемых университетами, можно выделить 3 основных варианта, по которым идут изменения:

  • вариант изменения «Разрыв отношений с западными партнерами с расширенным замещением российскими компаниями»: разрыв большинства контрактов и партнерских соглашений с европейскими и американскими компаниями при сохранении взаимодействия с партнерами из Китая, Юго-Восточной Азии и других стран на фоне существенного расширения взаимодействия с российскими индустриальными партнерами, заинтересованными в импортозамещении. Данный вариант свойственен конкурентоспособным техническим университетам;
  • вариант изменения «Разрыв отношений с западными партнерами с частичным замещением российскими компаниями»: разрыв большинства контрактов и партнерств с европейскими и американскими компаниями при сохранении взаимодействия с партнерами из Китая, Юго-Восточной Азии и других стран на фоне недостаточного формирования новых партнерств с российскими индустриальными партнерами. Вариант свойственен техническим университетам, развивающимся в направлениях, где нет крупных российских компаний на сегодняшний день, кроме того, вариант реализовывается в некоторых технических университетах с IT-специализацией;
  • вариант изменения «Разрыв отношений с западными партнерами с невозможностью замещения российскими партнерами»: разрыв большинства контрактов и партнерств с европейскими и американскими компаниями при сохранении взаимодействия с партнерами из Китая, Юго-Восточной Азии и других стран на фоне невозможности формирования новых партнерств с российскими партнерами (ввиду отсутствия внутри страны институций, которые бы полноценно замещали выбывших западных партнеров). Вариант чаще свойственен университетам, специализирующимся в области общественных или гуманитарных наук.

Ограничение доступов

Данный пункт оценивается экспертами как ощутимое препятствие к развитию университетов, требующее оперативных решений по поиску альтернатив либо разработке собственных аналогов.

Ограничение доступов может коснуться:

  • закупкок у западных партнеров научного оборудования, комплектующих и расходных материалов, получению сервисного обслуживания оборудования;
  • международных исследовательских и научных баз данных;
  • программного обеспечения (от SAP и AutoCAD до SPSS), необходимого как для проведения конструкторских работ, расчетов, так и для обучения студентов, которые впоследствии будут работать на данном программном обеспечении в индустриальных компаниях

Сокращение численности иностранных студентов

Данный оценивается экспертами как изменение структуры стран привлекаемых иностранных студентов без ощутимого изменения их численности.

На 2020 год доля иностранных студентов из стран Европы и Северной Америки в общей численности иностранных студентов, обучающихся в университетах Российской Федерации, составляла 9,1 %, то есть не являлась значительной. При этом 80,1 % иностранных студентов, обучающихся в Российской Федерации в 2020 году, приехали из стран Азии.

9,1 %

доля иностранных студентов из стран Европы и Северной Америки на 2020 год

80,1 %

доля иностранных студентов из стран Азии на 2020 год

По предварительным данным промежуточных (полугодовых) отчетов университетов-участников треков программы «Приоритет 2030» численность иностранных студентов, обучающихся в них, сократилась за первое полугодие 2022 года на …. % в сравнении с 2021 годом.

Таким образом, экспертное мнение о незначительности изменения численности иностранных студентов подтверждается получаемыми предварительными данными.

3.
Трек «Программа «Приоритет 2030» глазами экспертов и бенефициаров»

Рекомендации

  1. Разработать Методические рекомендации по использованию средств субсидии в рамках консорциумов.
  2. Провести замену ряда целевых показателей программы, характеризующих публикационную активность университетов.
  3. Рекомендовать университетам пересмотреть модель управления программами развития, повысив их значимость в стратегическом управлении и обеспечив трансформацию текущий деятельности под влиянием программ.
  4. Рекомендовать университетам провести корректировку приоритетов, заложенных в программы развития, с учетом эффектов, обусловленных геополитическими изменениями.
4.
Трек «Программа «Приоритет 2030» глазами экспертов и бенефициаров»

Следующее направление - 

Следующее направление - 

Следующее направление -