Университеты Развитие Образование Наука Инновации Лидерство Технологии Будущее Итоги

Финансирование и достигнутые результаты

Результаты первого года реализации программы

15,1

млрд ₽, общий объем государственного финансирования программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» в 2021 году

Финансирование программы

Основными источниками финансового обеспечения реализации программ стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» в 2021 году являлись средства субсидий, предоставляемые из федерального бюджета, в соответствии с утвержденными мерами государственной поддержки, а также внебюджетные средства университетов. Однако, опыт реализации программы поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект «5-100») показывает, что реализация программ развития университетов осуществляется в основном за счет средств государственной поддержки.

Общий объем государственного финансирования программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» в 2021 году составил 15,1 млрд рублей: со стороны Минобрнауки РФ было выделено 11,4 млрд рублей, со стороны Минцифры РФ – 3,7 млрд рублей . Объем государственного финансирования программы «Приоритет 2030» превышает годовые размеры федеральных субсидий, ранее выделявшихся на Проект «5-100». Общий объем государственного финансирования Проекта «5-100» с 2016 по 2020 год – 51,1 млрд рублей.

Общее финансовое обеспечение реализации программы «Приоритет 2030» в 2021 году из средств государственных субсидий

Данные приведены в рублях
Категория участников Общий объем финансирования В том числе средства Минобрнауки России В том числе средства Минцифры РФ Количество участников Средний объем субсидий на одного участника
Категория участников Израсходовано средств субсидий в 2021 году Остаток субсидий Остаток субсидий, % Количество участников

Однако, доля финансирования Проекта «5-100» в общем объеме финансирования высшего образования за 2016-2019 гг. постепенно сократилась с 4,5 до 2,9 %, а доля финансирования программы «Приоритет 2030» в общем объеме финансирования высшей школы в стартовом 2021 году составила 2,48 %. Даже с учетом ожидаемого роста объема финансирования программы «Приоритет 2030», его доля в общем объеме финансирования высшего образования не будет существенной.

1.
Финансирование и достигнутые результаты

Анализ структуры расходов университетов-участников

Не все университеты-участники программы сумели в полной мере распорядиться субсидией, полученной в рамках программы «Приоритет 2030». У части университетов-участников программы «Приоритет 2030» на конец 2021 года оставались неиспользованные средства субсидий, предоставленных из федерального бюджета. Общий остаток средств субсидий на реализацию программы составил 1 177 млн руб. или 7,8 % от всего объема выделенных средств. 52 участника имели остатки субсидий по состоянию на 31 декабря 2021 года. При этом 6 университетов-участников программы не израсходовали более половины выделенных средств: 4 университета-участника, получившие базовую часть гранта, и 2 участника трека «Территориальное и отраслевое лидерство».

Список университетов-участников, у которых остатки субсидий на реализацию проекта «Приоритет 2030» на конец 2021 года составили более 50%

Данные приведены в тыс. рублей
Категория участников Объем субсидий Израсходовано средств субсидии Остаток Остаток, % от объема субсидии

Университеты-участники программы в 2021 году были крайне неоднородны по структуре расходов средств государственных субсидий, выделенных на обеспечение реализации программы «Приоритет 2030» . Университеты трека «Исследовательское лидерство» имели более сбалансированную структуру расходов, в которой основную долю трат составили выплаты персоналу и связанные с этими выплатами уплата налогов, сборов и иных платежей, но при этом, в отличие от университетов получателей базовой части гранта и университетов трека «Территориальное и отраслевое лидерство», ни один вид расходов не превышал 50 % от общего объема федеральных субсидий и сравнительно большие средства были потраченные по статье «иные расходы».

Структура расходов средств субсидий по видам расходов у университетов-получателей только базовой части гранта, университетов трека «Территориальное и отраслевое лидерство», а также университетов-участников, не подведомственных Минобрнауки России, характеризуется доминированием трат на закупку непроизведенных активов, нематериальных активов, материальных запасов и основных средств.

Структура расходов средств государственных субсидий на обеспечение реализации программы «Приоритет 2030» в 2021 году по видам расходов

Данные приведены в рублях
Категория участников Выплаты персоналу Закупка работ и услуг Закупка активов Уплата налогов и сборов Иные расходы Итого

При этом есть университеты, у которых в 2021 году полностью отсутствовали расходы на выплаты персоналу:

  • Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова;
  • Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) 
имени И.М. Губкина;
  • Уральский государственный горный университет.

Все указанные университеты являлись получателями только базовой части гранта.

Университеты трека «Исследовательское лидерство», как правило, ранее участвовали в предшествовавших государственных программах поддержки университетов и уже сформировали необходимую материальную базу, поэтому готовы расходовать ресурсы из средств финансирования программы «Приоритет 2030» на развитие кадрового потенциала, а университеты трека «Территориальное и отраслевое лидерство» и получатели базовой части гранта, многие из которых впервые для себя открыли доступ к дополнительным финансовым средствам, осуществляют обновление своей материально-технической базы.

Это наглядно видно на основе информации вузов о расходовании средств субсидий на реализацию проекта «Приоритет 2030» за указанный период. Затраты из средств субсидий на реализацию программы «Приоритет 2030» участников трека «Исследовательское лидерство» составили 2 % от общего бюджета и по каждому виду расходов не превышали 2, 5%. В то время как у получателей базовой части гранта доля закупок нефинансовых активов из средств субсидий на реализацию программы «Приоритет 2030» составила 7,7 % от общих расходов 2021 года по указанному направлению при общей доле расходов из средств субсидий на реализацию программы в размере 2,6 %. Доля всех расходов участников трека «Территориальное или отраслевое лидерство» из средств субсидий на реализацию программы «Приоритет 2030» составила 2,8 % от общего бюджета расходов 2021 года, тогда как расходы на закупку нефинансовых активов из средств субсидий составили 5,8 % в общей сумме расходов по указанному направлению.

Структура расходов участников программы «Приоритет 2030» в 2021 году по видам расходов

Данные приведены в млн. рублей
Группа расходов Всего расходов Сумма расходов (в т.ч. средства программы «Приоритет 2030») Доля (в т.ч. средства программы «Приоритет 2030»), %
2.
Финансирование и достигнутые результаты

Анализ финансового потенциала университетов-участников

Университеты-участники программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» значительно отличаются друг от друга с точки зрения финансовых показателей: это касается как совокупного объема финансирования, что в значительной степени зависит от размеров университета и численности обучающихся, так и ряда других более показательных с точки зрения потенциала развития финансовых индикаторов.

Анализ источников и объемов финансового обеспечения деятельности университетов-участников программы «Приоритет 2030» в 2017-2021 годах показал, что ключевым параметром системной дифференциации университетов-участников программы является показатель «Доля доходов университета от научных исследований и разработок в общих доходах». Доля доходов университетов от НИОКР за пятилетний период у участников первой группы трека «Исследовательское лидерство» в 1,7 раза выше аналогичного показателя у университетов-получателей базовой части гранта и университетов трека «Территориальное и отраслевое лидерство». В свою очередь университеты получатели только базовой части гранта и университеты трека «Территориальное и отраслевое лидерство» имеют значения данного показателя в 2 раза выше, чем группа университетов, имеющих статус кандидатов на участие в программе.

Общий объем средств, поступивших от выполнения НИОКР и доля доходов вузов от научных исследований и разработок в общих доходах университетов за 2017-2021 гг.

Данные приведены в млн. рублей и %

В целом доходы университетов-участников и кандидатов в участники программы «Приоритет 2030» от научных исследований, разработок и реализации научно-технических услуг за пять лет составили 63,4 % от общего объема аналогичных доходов по всем университетам Российской Федерации. При этом 28,9 % общероссийских доходов от НИОКР приходится на участников трека «Исследовательское лидерство», 14,2 % – на участников трека «Территориальное и отраслевое лидерство», 19,2 % – на участников, получающих только базовую часть гранта.

С 2017 по 2021 год объем средств, поступивших от выполнения НИОКР (из всех источников финансирования) в целом по всем университетам Российской Федерации, вырос на 24 % , при этом рост по университетам-участникам программы составил 33 %, а по университетам, не вошедшим в программу – 9,2 %.

Общий объем средств, поступивших от выполнения научных исследований и разработок в 2017-2021 гг. из всех источников

Данные приведены в млн. рублей и %

Важно отметить разницу в источниках роста доходов от НИОКР . Так, объем доходов на выполнение НИОКР из внебюджетных источников в целом по всем университетам Российской Федерации вырос на 27,5 %. При этом «локомотивами роста» были университеты-участники программы: на их долю пришелся рост в 47,3 %, а университеты, не принимающие участие в программе, показали снижение доходов на 8,4 %.

Объемы средств, поступивших от выполнения научных исследований и разработок в 2017-2021 гг. из внебюджетных источников

Данные приведены в млн. рублей и %

Важно отметить разницу в источниках роста доходов от НИОКР . Так, объем доходов на выполнение НИОКР из внебюджетных источников в целом по всем университетам Российской Федерации вырос на 27,5 %. При этом «локомотивами роста» были университеты-участники программы: на их долю пришелся рост в 47,3 %, а университеты, не принимающие участие в программе, показали снижение доходов на 8,4 %.

Университеты-участники программы за пятилетний период нарастили доходы от выполнения научных исследований и разработок в основном за счет внебюджетных источников , тогда как университеты, не участвовавшие в программе, увеличили свои объемы от выполнения НИОКР в основном за счет средств бюджетов всех уровней (субсидий).

Рост общего объема средств от НИОКР, полученных от индустриальных партнеров, у участников трека «Исследовательское лидерство» привел к доминированию этого источника финансирования и выходу на плато по уровню доходов, тогда как университеты, имеющие статус кандидата на участие в программе, показали рост доходов на фоне крайне незначительных исходных объемов НИОКР.

Анализ данных по доходам от выполнения НИОКР за первый год реализации программы показал, что по отношению к 2020 году рост указанных доходов из всех источников в 2021 году в целом по всем университетам РФ составил 7 %, из внебюджетных – 5 % . Рост произошел в основном за счет университетов-участников программы «Приоритет 2030», поскольку поступления от выполнения НИОКР у университетов, не принимавших участие в программе, сократились на 1,3 % в целом по всем источникам и на 20,3 % – из внебюджетных источников, в то время как университеты-участники программы увеличили объемы средств от НИОКР на 11,8 %.

Объемы средств, поступивших от выполнения научных исследований и разработок в 2021 г.

Данные приведены в млн. рублей и %

Между тем, снижение объемов на 2,2 % произошло в 1 группе трека «Исследовательское лидерство» у 6 университетов из 10, что связано со снижением объема государственной поддержки наиболее сильных университетов. При этом рост внебюджетных доходов от НИОКР по данной группе составил 23,8 %.

Сокращение объемов доходов от внебюджетного финансирования по 2 группе трека «Исследовательское лидерство» произошло у двух университетов:

  • Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (снижение на 471,8 млн рублей и 34,9 %);
  • Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации (снижение на 137,8 млн рублей и 16,1 %).

Еще два университета этой группы показали значительный рост внебюджетных доходов от НИОКР:

  • Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (рост на 135,5 млн рублей и 76,6 %);
  • Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава РФ (рост на 629,9 млн рублей и 65,8 %).

Анализ представленных университетами-участниками и кандидатами в участники программы «Приоритет 2030» реестров договоров и иных документов, подтверждающих привлечение средств внебюджетных источников на проведение прикладных научных исследований и (или) экспериментальных разработок, полученных от заказчиков (иных внешних партнеров), в 2021 году показал, что объем доходов от выполнения указанных работ в рамках программы «Приоритет 2030» составил 38 % в целом по университетам. Самую большую долю таких договоров показали участники трека «Территориальное или отраслевое лидерство» (71,2 %).

Кандидаты в участники программы показали 54,4 % .

У получателей только базовой части гранта доля доходов от выполнения научных исследований и разработок в рамках реализации программы «Приоритет 2030» в общем объеме таких доходов составила 40,1 % .

Различия между участниками программы «Приоритет 2030» наблюдались и по показателю «Доля доходов из внебюджетных источников в общей структуре доходов».

Доходы университетов из внебюджетных источников и доля доходов университетов из внебюджетных источников в общих доходах университетов за 2017-2021 гг.

Данные приведены в млн. рублей и %

Проведенный анализ показал, что ключевым параметром системной дифференциации университетов-участников программы «Приоритет 2030» является доля доходов вуза от научных исследований и разработок в общих доходах. Оценку динамики этого показателя необходимо проводить также селективно с учётом эффекта «низкого старта» и процентных значений на входе университета в программу «Приоритет 2030». Любое увеличение доли доходов вуза от научных исследований и разработок в общем бюджете университетов-участников программы со значением показателя выше 30 % можно оценивать как максимально результативное; ниже 30 % – необходим результат с приростом не менее, чем на 1 %; ниже 20 % – необходима положительная динамика не менее, чем на 2 % за отчетный год.

3.
Финансирование и достигнутые результаты

Следующее направление - 

Следующее направление - 

Следующее направление -